За свою историю Япония пережила четыре волны заимствований, каждая из которых внесла свой вклад в развитие японской цивилизации. С VII по IX век основным информационным донором служил Китай. Со второй половины XVI до середины XIX века научно-технические знания и оружие поставляли европейцы, в основном голландцы. Во второй половине XIX века на первый план вышли США и развитые европейские страны (Англия, Франция, Голландия, Германия). В годы послевоенных преобразований список доноров не изменился, лишь возросла роль Соединённых Штатов. Вероятно, именно в обращении с полученными извне готовыми идеями и продуктами кроется секрет японских успехов в последние полтора столетия. Не имея природных ресурсов и традиций изобретательства, японцы сумели добиться многого. И это говорит о том, что они хорошо владеют другими приёмами конкурентной борьбы. Прежде всего, это быстрое заимствование и внедрение, максимальная адаптация к местным условиям и непрерывное усовершенствование полученных технологий. В начале XX века просвещённые европейцы писали: «…Япония усвоила себе все наши новейшие изобретения и открытия, испытала все системы, какие она нашла в Европе, и применила их у себя не точно в таком виде, нет — она применила их настолько, насколько это нужно было для укрепления её сил. Она воспользовалась Европой как лестницей, по ступенькам которой взобралась на вершину Дальнего Востока» (Гессе-Вартег, 203). Полвека спустя президент компании СониМасару Ибука подтвердил: «Не столько нашей изобретательностью, сколько умением распознавать неиспользованные возможности чужих изобретений нам удаётся опережать зарубежных конкурентов». Благодаря этому Япония поднялась на вершину теперь уже не только Дальнего Востока. Как им это удается? По-прежнему наибольшую ценность для японцев представляют знания и технологии, дающие быструю практическую отдачу. Фундаментальные научные открытия неопределённой практической значимости откладываются на будущее, когда эта значимость проявится и станет очевидной. Многовековой опыт помог японцам бистро стать мировыми чемпионами по скорости заимствований. Едва только американцы изобрели транзистор, как Сони тут же наладила массовое производство карманных радиоприёмников и стала мировым лидером в этой области. Размеры, удобство и дизайн изделия — чисто японские изобретения. Вот где сказались вековая приверженность к миниатюризации и сосредоточенность на деталях. В 1946 году оккупационные власти США заказали первую партию японской мебели и бытовых приборов для своих военнослужащих, расквартированных в Японии. В снятые для этой цели 200 тысяч квартир завезли 950 тысяч единиц промышленной продукции. Это был первый крупный заказ для возрождавшейся японской промышленности. А уже в 1949 году в западных магазинах появились японские вентиляторы, мотороллеры и фотоаппараты. Через несколько лет они уверенно побеждали западных конкурентов за счет удобства, качества и дизайна. До середины XIX века японцы не умели строить океанских судов и управлять ими, не знали навигации. В. М. Головнин писал в своих записках, что российский парусный шлюп «Диана» при входе в бухту города Хакодатэ поразил японцев умением идти галсами при встречном ветре, о чём они с простодушным восхищением сообщили русским морякам (Головнин, 286). Через сто лет Япония стала мировым лидером в области судостроения. В 2007 году со стапелей Мицуибыл спущен на воду крупнейший в мире сухогруз «Бразилия» (Brazil Maru), предназначенный для перевозки железной руды из Бразилии в Японию. Водоизмещение гигантского транспорта составляет 327 тысяч тонн, длина — 340, ширина — 60 метров. Для сравнения: знаменитый «Титаник» имел 66 тысяч тонн водоизмещения, 269 метров в длину и 28 в ширину. Железные дороги тоже изобрели в Европе, на самые быстрые и точные в мире поезда появились почему-то в Японии. Как известно, японцы первыми в 1964 году превысили рубеж в 200 км/час, и с тех пор ходят в мировых лидерах. Сегодняшняя железнодорожная сеть Японии считается самой развитой и самой динамичном в мире. Надвигающийся демографический кризис и неясные перспективы на внутреннем рынке перевозок заставляют японские компании переориентироваться на экспорт продукции и технологий. За счёт применения алюминия вагоны сверхскоростных поездов фирмы Хитатина 20 % легче, чем у европейских конкурентов. Это значит, что они экономичнее и экологически чище, имеют более низкий уровень шума и вибрации на сверхскоростях. Кроме того, японские экспрессы считаются самыми надёжными в мире. Наверное, поэтому Министерство транспорта Великобритании и компания South East Raiway остановили на них свой выбор, заказав Хитатинесколько десятков «Дротиков» (Javelin), как их решили назвать в Лондоне. Дебют японских суперэкспрессов в Великобритании намечен на 2009 год. Это будет третий по счёту зарубежный рынок для Хитати,после США и Тайваня, где её поезда уже эксплуатируются. Директор машиностроительного завода ХитатиМ. Иватаки: «Закрепившись в Великобритании, мы рассчитываем увеличить своё присутствие в Европе за счёт технологических преимуществ, достигнутых в процессе производства суперэкспрессов для внутреннего рынка» (Ёмиури, 10.10.2007). К этому можно добавить, что такие производители, как машиностроительный гигант Кавасаки,давно и прочно обосновались на американском транспортном рынке. В нью-йоркском метро поездов этой марки больше, чем какой-либо другой. Так же обстоит дело со многими другими открытиями и изобретениями, сделанными за пределами Японии. Независимо от планов и целей изобретателей глобальной системы позиционирования (Джи-Пи-Эс), японцы активно приспосабливают заморское изобретение к своим нуждам. Один из главных японских приоритетов — безопасность жизни, поэтому и новейшие разработки в первую очередь проверяются на пригодность в этой области. 13 января 2006 года в Киотском университете проведено первое испытание системы экстренной эвакуации людей, основанной на применении Джи-Пи-Эс. Разработанная аспирантами университета под руководством профессора Т. Исида система предназначена для координации действий спасателей в случае стихийных бедствий или терактов. Она охватывает район радиусом в 2 км и выводит на дисплеи сотовых телефонов спасателей схему с указанием эвакуационных пунктов, маршрутов движения других групп спасателей и местоположения владельца телефона. На него также поступает информация из главного координационного штаба. В демонстрационной спасательной операции приняли участие 30 студентов и аспирантов Киотского университета. В 2008 году совместными усилиями Министерства внутренних дел и Министерства связи проведён масштабный эксперимент по выработке основных параметров для создания следующего поколения домов и квартир с централизованным управлением. Проект, основанный на последних достижениях в области информационных технологий, позволит внедрить в массовое производство систему внешнего управления домашним электрооборудованием. В нём участвуют около 50 крупных производителей электробытовых товаров (Сони, Тосиба, Мацуситаи др.) и коммуникационных корпораций во главе с NTT и KDDI. Сегодня на японском рынке имеются отдельные системы электронного управления, позволяющие регулировать настройку телевизоров и кондиционеров с помощью мобильного телефона через Интернет. Кроме самого северного острова Хоккайдо, в Японии нет центрального отопления, поэтому зимой в японских домах довольно холодно, а летом очень жарко. В таких условиях возможность заранее включить кондиционер и нагреть (охладить) жилище перед возвращением домой кажется совсем нелишней. Однако имеющиеся на рынке системы разрозненны и разноформатны. Новый проект позволит унифицировать систему внешнего управления и добавит ей новые функции. Например, в случае объявления чрезвычайного положения при землетрясении все имеющиеся в доме телевизоры будут автоматически включены для приёма экстренных сообщений, а приборы отопления так же автоматически будут обесточены. В домах одиноких престарелых граждан по их желанию будет устанавливаться дополнительное оборудование, которое будет передавать в социальные центры общие данные о физическом состоянии их пациентов (температуру тела и кровяное давление), а также информацию о запасах продуктов в холодильнике. Это позволит оперативно направлять социальных работников туда, где их помощь потребуется в первую очередь. Особенностью японского творческого мышления является разбиение сложных процессов на простые составляющие, их раздельное усовершенствование и шлифовка, максимальное использование скрытых возможностей каждого компонента и необычайное многообразие вариантов при комбинировании компонентов между собой. Функциональная надёжность и качество создаваемого в результате продукта обеспечивается за счёт экстремальной простоты и завершённости каждого составляющего компонента. Такой подход становится решающим фактором успеха, но не всегда. В 1970-е годы мировая космонавтика столкнулась с проблемой увеличения грузоподъёмности космических аппаратов. Как вывести на околоземную орбиту максимальный груз при ограниченных запасах топлива, которые может взять корабль? В конкурсах идей и проектов принимали участие инженеры и изобретатели из разных стран, в том числе из Японии и России. Один японский инженер предложил максимально использовать возможности давно известного человеку трамплина. Вначале космический аппарат разгоняется на трамплинообразной пусковой установке, а затем в точке отрыва включаются двигатели. Проект предусматривал последние на тот момент технологические достижения, призванные свести к минимуму силу трения при разгоне и обеспечить кораблю большую стартовую скорость. Это давало экономию топлива и увеличение грузоподъёмности. Российский изобретатель думал по-другому. Он предложил опоясать земной шар по экватору медным брусом диаметром около полуметра, по которому пропустить электрический ток большой силы. По его расчётам, расширение проводника под действием тока должно было поднять его на высоту околоземной орбиты. Главный козырь проекта состоял в возможности многократно поднимать на орбиту любые грузы, без ограничения веса. Однако реализации проекта мешали два «но». На проводник должна была уйти большая часть имеющихся на планете запасов медной руды. А для выработки необходимой энергии нужно было на какое-то время объединить едва ли не все электростанции мира. Оба проекта были отклонены. Русский признали оригинальным, но на тот момент нереализуемым. Японский — реальным, но недостаточно новаторским. Оба проекта наглядно отражают особенности национального творчества. В последние десятилетия, когда нехватка творческого потенциала стала ощутимо тормозить развитие японской науки и техники, ведущие фирмы с привычной энергией, изобретательностью и дотошностью приступили к экспериментам. Компания Омронежемесячно устраивает для своих управленцев семинары по развитию креативного мышления. Сотрудники фирмы превращаются на занятиях то в реформаторски настроенных удельных князей XIX века, то в современных частных детективов, то в пилотов «Формулы-1». Компания Фудзипредлагает своим топ-менеджерам для разработки непривычные и далекие от их повседневной работы темы. Например, историю Венеции или особенности группового поведения человекообразных обезьян. Строительный гигант Симидзупрактикует ежегодные семинары, совмещённые с отдыхом в курортной зоне. Для того чтобы полностью задействовать все резервы творческого мышления, группам сотрудников ставят задачи, не решаемые в принципе, например, поручают разработать план возвращения с лунной поверхности на неисправном космическом аппарате (Thornton, 129). Стремление ведущих японских фирм привить своим сотрудникам навыки нестандартного мышления, их громадные усилия и проявляемая при этом незаурядная фантазия достойны глубокого уважения. Но есть во всех этих экспериментах и новшествах что-то удивительно похожее на курьёзные научные исследования, за которые японцы с завидной регулярностью получают Игнобелевские премии. Что-то очень напоминающее влияние жевательной резинки на электромагнитную активность головного мозга. Оригинальность пути, по которому идут японские фирмы, как и в случае с Игнобелевскими премиями, тоже не вызывает сомнений. Но результаты — вызывают. Прежде всего потому, что трудно ожидать творческого подхода от человека, которого с детского сада и до университетского диплома учили одному, а после двадцати пяти лет начали учить совершенно другому. Даже если теперь его учат интенсивно, целенаправленно и с выдумкой. Без изменения всего процесса воспитания и обучения, без введения элементов креативности и творчества на всём пути становления человека всё же не обойтись. Но эти меры неизбежно затронут самые основы японского национального характера и менталитета, потребуют внесения изменений в то, к чему никто и никогда в японской истории не рисковал прикасаться. Возможны ли такие изменения, и если да, то в какой степени? Не знаю. С учётом японского уважения к прошлому опыту это кажется проблематичным. Недаром реформа образования идёт в Японии уже почти двадцать лет, сделано довольно много, но принципиальных, коренных изменений с ощутимыми результатами в этой области пока нет. И японское общество это остро чувствует. Менеджер по кадровым ресурсам из компании ФудзиТ. Камия предлагает «Нельзя просто взять и сказать служащим "будьте креативными!" Нужно создать атмосферу, которая стимулировала бы индивидуальный творческий поиск и позволяла каждому сотруднику создавать перспективные планы и проекты будущего развития компании. Прежде мы никогда этого не делали». Но при всём пессимизме относительно традиций кажется нелишним процитировать здесь предостережение, адресованное знающими людьми зарубежным скептикам: «Прежде чем высмеивать японские попытки, порой довольно наивные, воспитать у себя творческие навыки, американцам и европейцам стоило бы вспомнить послевоенные годы, когда современный японский колосс делал первые неуклюжие шаги по пути модернизации. Если крупнейшим японским компаниям удастся заронить семена креативности и творчества в сознание своих сотрудников, они станут не просто конкурентами. Они будут определять ход мирового индустриального развития» (Thornton, 129).
|