Тем, что бывают бронированные машины, в нашей стране никого не удивить. Но мало кто из нас точно представляет, что из себя представляет бронеавтомобиль. Это и неудивительно, ведь не у каждого из нас есть в собственности не то что бронеавтомобиль, но хотя бы обычный. Хотя и мы, и наши отцы и деды, так или иначе сталкивались с бронированными машинами. Дедам их деды вполне могли рассказывать, что ещё до автомобилей, люди уже бронировали средства транспорта. И конечно же, это, как и сегодня, были не простые люди, а богачи, власть имущие и разного рода жулики. Так, для российского императора Александра Второго была изготовлена бронированная карета, усиленное дно которой спасло ему жизнь во время очередного покушения. Наши деды и отцы восторгались тем, что Ленин, вождь мирового пролетариата, выступал перед народом с броневика. Тогда броневик был не бронированной машиной для банкиров или чиновников, а тем, чем сейчас являются бронетранспортёры - средством уничтожения живой силы противника и, одновременно, средством доставки (под защитой брони) своих солдат к линии фронта. Потом появились бронированные машины для перевозки ценностей. Они были у госбанка СССР и казначейства. В начале 1990-х годов бронеавтомобили появились у вновь образованных коммерческих банков, новоявленных бизнесменов и разного рода уголовных элементов. Ну и конечно же, бронированные автомобили полагались по статусу первым лицам государства. Такие машины в основном закупались за рубежом, но чуть позже стали производиться и у нас. За рубежом, история бронеавтомобилей очень схожа с нашей. А если быть точнее, то история российских бронемобилей идёт в ногу с зарубежной. Ведь первый бронированный автомобиль создали в Англии для нужд армии. А потом они уже появились у России, Австро-Венгрии, Германии. В Первую мировую войну у многих стран были такие машины. Но это были грузовики. А легковушку впервые, по легенде, заказал для себя злобный американский гангстер Аль Капоне. Правда его Кадиллак трудно назвать легковушкой. После бронирования это стал тот ещё танк! Вес автомобиля перевалил за 3,5 тонны. К тому же, кроме бронестёкол, бойниц и толстенной стали, в автомобиле был ряд приспособлений, позволявших не только защищаться от нападений, но и самому активно и с большим преимуществом воевать как с конкурентами, так и с полицией. Автомобиль Аль Капоне был, как сейчас бы выразились, "скрытого бронирования". Ему ведь незачем было привлекать к нему излишнее внимание. И он был не один с такими желаниями. Достаточно много людей в Америке и в Европе хотели обзавестись такими автомобилями. Тогда американский Кадиллак и европейский Мерседес-Бенц стали делать бронированные машины на заказ. Спрос был небольшой, но устойчивый, так как клиентам нравилось, что они покупают машину, внешне серийную, но намного более безопасную. Примерно тогда же, появились первые частные фирмы, делающие на заказ штучными партиями бронированные автомобили для банков. Но если первые их заказы были штучными, то далее, год от года, заказы на инкассаторские автомобили только росли. К середине XX века бронеавтомобили могли удовлетворить любой запрос их заказчиков. А автопроизводители делали эти машины не в виде хобби, а стали заниматься ими серьёзно. Каждый клиент получал не только гарантию безопасности, но и комфорта. К концу прошлого века, рынок бронеавтомобиля окончательно стандартизировался. Основные автопроизводители делили два его сегмента: бронированные автомобили представительского класса и бронированные микроавтобусы для особо важных персон (VIP-минивены). Большая часть рынка досталась Мерседесу. Даже в простом, не бронированном варианте, это очень хорошие автомобили. Но очень дорогие. А если их бронируют, то они становятся очень-очень дорогими. Поэтому не каждый может себе позволить покупку такого автомобиля. К услугам таких (несколько менее богатых) людей бронеавтомобили остальных производителей: Ауди и БМВ, Джипы и Форды, Тойоты и Ниссаны. Не стоят в стороне и отечественные производители. Внешне обычные серийные и бронированные автомобили мало отличаются. Часто понять, что перед вам броневик можно лишь по наличию бойниц. Но если посмотреть на их цену в салонах, то сразу понятно, что это разные машины. Цены отличаются не менее чем в два раза! Но если вы видели объявления о продаже таких машин, то возможно заметили, что через пять лет использования, бэушные модели, серийные и бронированные, стоят одинаково. А бронемобиль возрастом десять лет стоит даже дешевле аналогичного без брони. В чём подвох? В том, что бронированная машина быстрее изнашивается. Большой вес не способствует долгой работе основных деталей и элементов шасси. Металл кузова деформируется и лопается, и чаще, чем у простых машин ржавеет. Поэтому, такая "убитая" машина никак не тянет на серьёзную сумму. Сегодня, как и десятилетия назад, бронированные автомобили выпускают как автозаводы крупнейших мировых автоконцернов, так и мелкие сборщики (ателье). В первом случае, говорят, что речь идёт о заводском бронировании, во втором - о послезаводском. Считается, что заводское бронирование более качественное и предпочтительно покупать машину этого вида сборки. На самом деле, некоторые ателье делают из заводских машин настоящие шедевры бронирования и комфорта. Что соответственно сказывается на цене броневиков. К тому же, если например, какой-то автопроизводитель не делает бронированных машин, то вы можете купить у него простую серийную машину и отдать её в переделку в частное ателье. Стоимость бронеавтомобиля зависит от многих моментов, но главным критерием выступает степень бронирования (уровень защиты). Например, в Европе существует семь уровней защиты от выстрела, которые обозначаются латинской буквой B и соответствующей цифрой. Обычно, автомобили выпускают с уровнями защиты B5 и B6. Их броня выдерживает обстрелы из пистолета и АК-47. Автомобили с уровнем защиты B7покупают реже, зато они уже защищают от выстрелов из снайперской винтовки. Если раньше изготовители могли предложить клиентам лишь бронестекло и толстую сталь, то сегодня выбор бронематериалов значительно расширился. Броню автомобилей делают из особых тканей, пластиков, акриловых соединений, керамики и сверхпрочных сплавов. Обычно производители бронирую лишь салон, защищая пассажиров, но возможна и защита двигателей, и прочие полезные опции. Самые ходовые из них: 1. Броня из стали и композитных материалов в непрозрачных частях машины. 2. Защита днища машины. Броня дна автомобиля защищает пассажиров от пассажиров от осколков гранат и мин. В большинстве заводских моделей бронемашин, используется комплексная броня в виде капсулы. 3. Пуленепробиваемые стекла. Как правило, это многослойные стёкла, внутри которых находится слой поликарбоната. Такая многослойность не только гасит мощность выстрела и защищает пассажиров авто от пуль, но и защищает их от осколков стекла, в случае их попадания в салон. Всё чаще производители делают одно из бронестёкол запасным выходом. Его можно выдавить как аналогичное в автобусе. Таким образом, пассажир бронеавтомобиля получает возможность покинуть салон и скрыться от нападавших. В стёклах часто делают бойницы, чтобы охрана важной персоны или инкассаторы могли открыть ответный огонь по нападающим. 4. Колёса с опорными кольцами и системой подкачки. Такие колёса защищены от пробоев и проколов. И даже если нападавшие прострелят все колёса автомобиля, он будет ехать не менее 20 минут. 5. Система запора дверей. Фиксирует двери броневика в закрытом положении, не давая возможности нападающим проникнуть в салон и добраться до пассажиров или ценностей. 6. Аварийная подача чистого воздуха в салон. Эта "экзотика" очень эффективна в случае применения против пассажиров бронированного автомобиля слезоточивого газа. Вот кратко и всё, что вам нужно знать о бронеавтомобилях. Конечно же, если вы соберётесь купить такой себе, то вам понадобится немного больше информации, но вам её предоставит производитель или его агент. И тогда уже вы будете давать своим знакомым авторитетные советы про приобретение и эксплуатацию бронированного автомобиля.
|