Случилось так, что автомобиль получил повреждения в результате ДТП. Потерпевший обращается к страховщику, надеясь получить деньги на восстановление своего автомобиля, но страховое возмещение не получает или получает его через несколько месяцев в значительно меньшем размере. Как правило, страховщики занижают страховую выплату как минимум в полтора раза и более, а то деньги и вовсе не выплачиваются по явно необоснованным мотивам. При этом в силу закона страховщик обязан возместить причиненный вред полностью, а именно те расходы, которые потерпевший понесет на восстановление поврежденного имущества до состояния, предшествующего ДТП (с учетом износа деталей). При общении со страховщиком важно действовать правильно с самого начала, чтобы в итоге не остаться ни с чем, либо получить существенно меньше денег, чем могли бы. В первую очередь необходимо понимать, что страховщикам выгодно вообще не платить, не платить как можно дольше, а если платить, то как можно меньше. В связи с такими установками возникают, как правило, следующие проблемы: 1) страховщик не платит, просто игнорируя требования, либо отказывает под сомнительным предлогом, 2) страховщик платит, но значительно меньше, чем должен. 1. Первый вариант развития (невыплата возмещения) событий может иметь две причины: Страховщик просто никак не реагирует на обращения потерпевшего, так как потери от возможного суда (неустойка, пошлина) являются для него менее значительными, чем прибыль от использования тех денег, которые он должен потерпевшему. Подобный вариант также возможен по причине отсутствия денежных средств у страховщика, начавшейся его ликвидации или процедуры банкротства. Потерпевший не представил страховщику все необходимые документы для осуществления страховой выплаты, предусмотренные законом, либо представил, но у него нет документов, которые подтверждают это. В данном случае страховщик может заявить в суде, что не получил такой-то документ, а потерпевший не сможет доказать обратное.
В первом случае все ясно – если есть доказательства обращения к страховщику с заявлением о страховой выплате с приложением всех необходимых документов, то остается только суд.
Во втором случае следует учитывать, что обязанность страховщика решать вопрос о выплате денег либо об отказе в выплате возникает только после предъявления потерпевшим документов, предусмотренных законом.
В случае причинения вреда имуществу предоставляется (обязательный набор документов): соответствующее заявление справка о ДТП (если есть другие документы из полиции, их тоже необходимо подать страховщику) извещение о ДТП – все в оригиналах. необходимо представить документ, подтверждающий право собственности на автомобиль (разумеется, оригинал не отдавать, пусть делают копию).
Дополнительно представляете документы, подтверждающие несение расходов связанных с происшествием, например, квитанцию об оплате услуг по эвакуации до места хранения автомобиля и пр. После вручения документов страховщик обязан решить вопрос о страховой выплате в течение 30 дней. По требованию страховщика потерпевший обязан предоставить автомобиль для осмотра и (или) проведения экспертизы. По итогам рассмотрения заявления должен быть составлен акт о страховом случае, произведена выплата либо направлен мотивированный отказ в ней.
При подаче документов важно получить от страховщика их копии со штампами о том, что оригиналы находятся у него, либо потребовать заверить опись указанных документов, которую можете написать сами. Если отказываются, отправляйте все документы ценным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения – дольше, зато надежнее. В ином случае, возможна ситуация, что потерпевший будет тщетно ждать выплаты, в страховой будут «улыбаться», а после скажут, что не получили такого-то документа, поэтому и обязанности осуществить эту выплату у них нет. С юридической стороны такой отказ может быть признан судом обоснованным.
Поэтому не забывайте о копиях с отметками, также требуйте копии всех документов, которые подписывайте, в частности, заявления страховщику обычно являются типовыми и заполняются непосредственно в офисе компании.
|