Кузов современного автомобиля – это продукт научно исследовательской и инженерной мысли. Каждая деталь и изгиб имеют свое назначение.
Вместе с тем эстетичность и удобство – не последние цели, которые преследуют проектировщики. По конструкции кузова автомобили делят на классы: седан – двух– или четырехдверный, четырех-пятиместный, с отдельными объемами для двигателя, пассажиров и багажа; универсал – автомобиль с вагонной формой кузова, используется для перевозки людей и грузов; кабриолет – четырех-шестиместный автомобиль со складной крышей и съемными стенками боковых окон; лимузин – автомобиль высокого уровня комфортности, водитель отделен от пассажиров стеклянной перегородкой; купе – двухместный автомобиль с двумя дополнительными местами на заднем сиденье. Кузов – это несущий элемент конструкции.
К нему крепятся элементы ходовой части и шасси. Это уменьшает массу автомобиля, снижает его общую высоту, а значит, и центр тяжести, делая автомобиль более устойчивым. Однако эта несущая конструкция создает трудности для шумоизоляции салона. Комфортабельные автомобили высокого класса имеют рамную конструкцию.
Основа кузова – каркас. Требования к нему следующие: конструкцию каркаса рассчитывают так, чтобы при ударе с любой стороны энергия удара гасилась, а детали кузова, образующие салон, должны получить при этом минимально возможные деформации, другими словами, кузов должен устранить или снизить тяжесть последствий аварии. Для поглощения энергии удара при столкновении служат бамперы. Обеспечивает безопасность внутри салона мягкая панель приборов, накладки стоек, конструкция других элементов.
Определенную роль в обеспечении безопасности играют также ремни безопасности. Каркас кузова ВАЗ-2108, например, включает следующие элементы: передок, пол, боковины, крышу с рамой ветрового окна, панель задка и силовые элементы – лонжероны, поперечины, стойки. Детали оперения: лицевые панели кузова и навесные узлы – капот, дверь задка, передние крылья. Все детали и узлы, кроме навесных элементов и передних крыльев, соединены контактной точечной сваркой, а значительно нагруженные детали каркаса дополнительно приварены электродуговой сваркой. Передок состоит из вертикального щитка, брызговиков, поперечин, коробки воздухопритока, усилителей и других мелких деталей.
Брызговики соединены с передними лонжеронами. Пол автомобиля делится на передний, средний и задний. Передний пол сконструирован в виде корыта, и в нем устроен тоннель для размещения выпускных труб, топливных и тормозных трубопроводов. Тоннель служит для предохранения этих деталей от повреждений и увеличения жесткости пола. В заднем полу имеется ниша для запасного колеса. Вдоль полов приварены лонжероны.
К полу приварены также передняя, средняя и задняя поперечины. Боковины кузова состоят из наружных и внутренних панелей. Наружные являются цельными с центральными и задними стойками и с проемами боковых окон. Внутренние панели кузова конструктивно объединяют в себе наружные арки задних колес и усилители стоек. За усилителем у правой боковины есть ниша для установки улавливателя паров бензина, желобки и фланцы под уплотнители дверей и стекол. Съемные узлы – это передние двери, дверь задка, капот, передние крылья, бамперы, облицовка радиатора и др. Крылья прикреплены к каркасу самонарезающими болтами; под крыльями для уменьшения вибрации установлены прокладки.
Петли передних дверей и капота допускают регулировку их положения. Усиливающие накладки, кронштейны, ребра жесткости применяют для повышения жесткости и прочности кузова. Для защиты от механических повреждений, создания термо– и шумоизоляции нижняя наружная часть кузова, брызговики колес и внутренние поверхности крыльев покрыты антикоррозионным материалом, а пол салона и багажника – специальными вибродемпфирующими мастиками.
Перед сваркой коррозионноопасных мест свариваемые детали покрывают специальным консервирующим составом.
Внешние и внутренние поверхности кузова обрабатывают специальными составами, в результате чего на них образуются нерастворимые в воде защитные соединения. Снаружи кузов окрашивают синтетическими эмалями. Стеклоподъемники отечественных автомобилей бывают двух типов: рычажные и тросовые. Тросовый привод стеклоподъемника крепят на внутренней панели двери гайками к приварным болтам.
Трос охватывает два ролика на верхнем и нижнем кронштейнах направляющей стеклоподъемника. В механизме привода стеклоподъемника трос наматывается на барабан, на его ведущем валике есть пружинный тормоз, который препятствует самопроизвольному опусканию стекла.