Дождь опасен тем, что снижает видимость, ухудшает состояние дороги и способность автомобиля передвигаться. Особую осторожность нужно проявлять в начале дожде: после первых капель асфальтированное шоссе превращается в каток; кроме того, на дороге даже с лучшим покрытием всегда есть слой пыли, песка, пятна горючего и смазочных материалов. Намокнув, они превращаются в незаметный слой грязи, который, находясь между поверхностью шоссе и шинами, является своеобразной смазкой. В это время нужно быть очень осторожной и снизить скорость движения, не совершать обгонов, резких поворотов и торможений. Если дождь продолжительный, он смоет грязь, и сцепление дороги с шинами увеличится. Снижать скорость на мокрой дороге следует из-за опасности юза, а также из-за того, что вдвое увеличивается тормозной путь. Особенно опасны асфальтобетонные дороги, покрытые мокрой глиной или мокрыми опавшими листьями. Существует еще одна опасность – мокрые тормозные колодки. Попадая на них, вода выполняет роль смазки и сильно снижает эффект торможения. Чтобы тормоза высушить, нужно проехать небольшое расстояние, слегка нажимая на тормозную педаль, – тормоза согреются и вода испарится. При сильном дожде и высокой скорости движения на дорогах с твердым покрытием наблюдается гидроскольжение, так называемое аквапланирование. Обычно колеса вгоняют воду в пазы рисунка протектора или выдавливают наружу через шероховатости покрытия дороги. При большой скорости движения и большом количестве воды на дороге колесо не успевает этого делать, и тогда под ним остается какой-то слой воды, который поднимает колесо, и оно плывет. При стертом рисунке покрышки, низком давлении воздуха в шинах и гладком дорожном покрытии аквапланирование появляется даже при небольших скоростях. Признаком аквапланирования является очень мягкое движение, когда даже при наезде колес на небольшие неровности не чувствуется толчка кузова. При гидроскольжении следует обязательно снизить скорость движения. Резко тормозить нельзя из-за опасности заноса задних колес. Тормозить следует рабочим тормозом плавно без включения сцепления или передачи в коробке сцепления. Во время дождя следует принимать во внимание низкую видимость и неблагоприятные условия, отражающиеся на других автомобилях. Внимательной нужно быть, когда обгоняете другой автомобиль и когда обгоняют вас. Нельзя забывать и о пешеходах, которые, забыв об осторожности, перебегают дорогу, стремясь поскорее спрятаться от дождя. При движении вдоль тротуаров и через пешеходные переходы нужно следить за тем, чтобы брызги из-под колес не попали на них. Расстояние, на которое вылетают брызги, и их количество зависят не столько от глубины лужи, сколько от скорости автомобиля. Кроме того, при большой скорости автомобиля вода порой попадает на лобовое стекло, резко ухудшая видимость; брызги воды, достигнув системы зажигания или всасывающего патрубка карбюратора, могут остановить работу двигателя и даже вывести его из строя. Поэтому в любом случае, проезжая через лужу, следует снизить скорость. В дождливую погоду необходимо правильно пользоваться стеклоочистителями и омывателями стекол. Не спешите включать стеклоочиститель в тот момент, когда упали первые капли. На стекле много пыли, и она, смешавшись с малым количеством воды, образует пленку грязи, поэтому стеклоочиститель лучше включить после того, как стекло хорошо смочено дождем или когда оно промыто водой из омывателя. http://minsk1.net
|